1. НОРМЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ И ПУНКТУАЦИОННЫЕ
Упражнение. В тексте вставьте пропущенные буквы (там, где это нужно), раскройте скобки, расставьте знаки препинания. В случае затруднения справьтесь в орфографическом словаре или в пособиях по орфографии и пунктуации.
Образец: Беда только в том , что люди не способны без помощи слов обмениваться мыслями , делиться ими друг с другом.
2. НОРМЫ АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРФОЭПИЧЕСКИЕ
Упражнение 1. Расставьте ударения в словах, обращаясь к словарям.
Образец: избалованный, бунгало (допуст. бунгало).
Упражнений 2. Установите особенности произношения выделенных частей данных слов, обращаясь к словарям. Запишите их частичную транскрипцию.
Образец: Булочная – [чн, шн], боа – [о], партер – [тэ].
3. НОРМЫ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
Упражнение 1. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания.
Образец: Кольраби (ж.р.) – свежая кольраби, МГУ (м.р.) – известный МГУ, Сан-Франциско (м.р.) – шумный Сан-Франциско.
Упражнение 2. Образуйте форму именительного падежа множественного числа данных имен существительных. Расставьте ударения.
Образец: отпуск – отпуска, конструктор – конструкторы
Упражнение 3. Образуйте от следующих глаголов форму 1 лица ед.ч. В случае затруднений выразите соответствующее значение описательно или с помощью синонима.
Образец: писать – пишу, ощутить – форма неблагозвучная, следует заменить синонимом почувствую.
Упражнение 4. Устраните двусмысленность, возникающую из-за некорректного употребления местоимений.
Образец: Сестра поступила в музыкальную школу, она поедет на экскурсию – Сестра поступила в музыкальную школу, которая поедет на экскурсию (Личное местоимение она может быть соотнесено и со словом сестра, и со словом школа).
Упражнение 5. Образуйте краткие формы мужского, женского рода и множественного числа от следующих имен прилагательных. Расставьте ударения. Отдельно выпишите имена прилагательные, не образующие такой формы.
Образец: Добрый – добр, добра, добры.
4. НОРМЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ
Упражнение 1. Объясните значение иноязычных слов. Составьте с каждым из них предложения.
Образец: ортодоксальный – неуклонно следующий какому-либо учению (Свободный человек должен отказаться от своих ортодоксальных убеждений).
Упражнение 2. Объясните значение паронимов, укажите чем отличаются эти значения. Составьте с каждым из них словосочетания.
Образец: главный – заглавный: главный – основной, ведущий (главный конструктор); заглавный – начальный в какой-либо части (заглавная буква).
Упражнение 3. Найдите и устраните речевую избыточность. Укажите тип ошибки (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология).
Образец: Спортсмены вуза не могут похвастаться спортивными достижениями – Спортсмены вуза не могут похвастаться достижениями (повтор однокоренных слов: спортсмены, спортивные – тавтология).
Упражнение 4. Найдите и исправьте речевые ошибки. Укажите тип ошибки (употребление слова без учета его лексического значения, алогизм, анахронизм, нарушение лексической сочетаемости, смешение паронимов).
Образец: На сцене стоял актер в золочёном амплуа. – На сцене стоял актер в золочёном костюме. (Слово «амплуа» употреблено без учета его лексического значения ‘совокупность ролей, исполняемых актером’).
5. НОРМЫ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ
Упражнение 1. Объясните значение и происхождение фразеологизмов. Составьте с ними предложения. Ответ оформите в виде таблицы.
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, изменение его состава, изменение грамматической формы слов в составе фразеологизма, контаминация).
Образец: Не мудрствуя долго, приведу цитаты из отчета – Не мудрствуя лукаво, приведу цитаты из отчета (неоправданная замена компонентов фразеологизма).
6. НОРМЫ СИНТАКСИЧЕСКИЕ
Упражнение 1. Найдите и исправьте ошибки в согласовании главных и второстепенных членов предложения. Объясните, в чем заключаются ошибки.
Образец: Ведет прием внимательная врач Петрова. – Ведет прием внимательный врач Петрова (При сочетании нарицательного имени и собственного имени определение согласуется с ближайшим из существительных).
Упражнение 2. Найдите и исправьте ошибки в построении параллельных синтаксических конструкций (причастных и деепричастных оборотов). Объясните, в чем заключаются ошибки.
Образец: Переходя дорогу, у меня слетела шляпа. – Когда я переходил дорогу, у меня слетела шляпа. (Деепричастный оборот должен быть соотнесен с глаголом-сказуемым).
Знаете ли вы что? Если Вы настроены на подготовку к экзаменам больше, чем на написание такой работы, как диплом.Отличным выходом их такой ситуации будет обращение в нашу компанию на http://penza.lastdiplom.ru/ . Наши мастера выполнят любую работу в краткие и в нужные Вам сроки, а главное качественно. А заказать диплом в Пензе теперь "по карману" всем, благодаря хорошим скидкам. Пусть Ваши студенческие годы запомнятся не только чередой написанных работ. |