Год сдачи: 2008 Информация о файлах в архиве: Курсовая.doc - курсовая работа по предмету "Экономическая теория" Краткое описание курсового проекта До недавнего времени в советской экономической литературе наличие монополии и конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль. С переходом России на рыночные методы роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в Российской Федерации, как и в развитых странах, в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. А значит, изучение конкуренции, ее роли в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране. Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Олигополия – эта такая рыночная структура, при которой на рынке действуют несколько фирм-гигантов. Данная работа посвящена рассмотрению именно этих двух моделей промежуточного типа рыночной структуры. Содержание курсовой Введение............................................................................................................... 4 Глава I Монополистическая конкуренция........................................................ 6 1. Основные черты рынка монополистической конкуренции........................ 7 2. Цена и объем продукции при монополистической конкуренции............... 12 2.1. Краткосрочный период: прибыли или убытки............................................... 12 2.2. Долгосрочный период: только нормальная прибыль............................... 13 3. Монополистическая конкуренция и эффективность..................................... 15 4. Неэффективность монополистической конкуренции.................................. 17 Глава II Олигополия............................................................................................ 19 1. Характерные черты олигополии................................................................... 19 2.Слияния……………………………………………………………………… 22 3. Показатели концентрации рынка................................................................... 24 3.1. Коэффициент концентрации...................................................................... 24 3.2. Индекс Герфиндаля...................................................................................... 26 4. Поведение участников олигополии: его анализ с точки зрения теории игр......................................................28 5. Три модели олигополии.................................................................................. 30 5.1. Теория ломаной кривой спроса: участники олигополии не вступают о сговор и действуют независимо друг от друга.............................31 5.2. Картели и другие виды сговоров................................................................ 35 5.3. Модель ценового лидерства........................................................................ 42 6. Олигополия и реклама.................................................................................... 46 6.1. Позитивные эффекты рекламы................................................................... 47 6.2. Потенциально негативные воздействия рекламы..................................... 48 7. Олигополия и эффективность........................................................................ 50 Заключение........................................................................................................... 51 Список использованной литературы................................................................. 55 |